понедельник, 9 января 2012 г.

12


Экзаменационный билет №6.
Культура домонгольской Руси.

Оформление культуры Киевской Руси.

Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. 
Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племён. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка и культуры в целом.
Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988г. из Византии определило её влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.

Роль язычества и христианства, народного творчества и зарубежных влияний в развитии национальной культурной традиции.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого миро­воззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, что бы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, и значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на рус­скую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жиз­нью церкви, с религией, — так и не смогло преодолеть языческих истоков русской культуры. Долгие годы на Руси сохранялось дво­еверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в на­родном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего Средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Су­ровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, вет­ру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно на многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирс­кие рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мо­тивами.

Особенности развития культуры в удельный период.

Возникновение множества культурных центров и региональных форм развития единой культуры.

Фольклор и письменность.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.
Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.
Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.
Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.
 Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.
В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

Былины и легенды.

Каменное зодчество.

Каменное строительство начинается в конце X в. Первые ка­менные сооружения были построены под руководством византий­ских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложивший­ся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преоб­ладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения находились князь с семьей и его при­ближенные.
В композицию интерьера православного храма органично вклю­чается строго разработанная, каноническая система росписей и мо­заик, подчиненная плану здания и символике его частей.
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: 25-гла-вая Десятинная церковь (996) и 13-главый Софийский собор в Киеве (1037), 5-главый Софийский собор в Новгороде (1050) и Спасо-Преоб-раже.нский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами стро­ились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания — княжеские дворцы, боярские па­латы и крепости.

Архитектурные памятники Киева, Новгорода удельного периода Руси.

Главным входом в Киев с ю-з были Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю.
Собор Святой Софии. С течением времени внешний облик собора претерпел значительные изменения. Первоначально – это пятинефный крестово-купольный храм с 13 ассимметрично расположенными главами.

                София Новгородская, построенная вслед за Софией Киевской. Пятиглавая церковь, центральный купал высоко вознесён над собором, стены лишены каких-либо декоративных деталей.

Изобразительное и ДП И.

Изобразительное искусство.
                Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связа­но с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато ук­рашались фресками, мозаиками, иконами.
•  Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатур­ке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изуче­ние сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись визан­тийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения свя­тых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюже­тов (охота, выступления скоморохов).
•   Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в XXI вв. Техника мозаики появи­лась на Руси благодаря византийским мастерам. Изображение набира­лось из смальты — специального стекловидного материала. В Софий­ском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»)'. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в сис­теме живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.
•  Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в X в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием визан­тийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой была Владимирекая Богоматерь — изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубелсе XIXII вв. Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастера-иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская, школы. Характерными особенностями ико-нописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.
  Появление письменных памятников привело к возникнове­нию книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой пони­мали красочную иллюстрацию и называли се «рукопись лицевая». Древнейшие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Еван­гелии», Изборнике Святослава.
Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мо­заикой, фреской и ювелирными изделиями.
   Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изобра­жения святых носили случайный характер и преследовались право­славной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широ­ко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использо­вавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.

ДПИ.
Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Боль­шим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по се­ребру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ре­месел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно слави­лись изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XIIXIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное искусство являлось основой для дальней­шего развития архитектуры, живописи.

         

Комментариев нет:

Отправить комментарий