пятница, 27 января 2012 г.

теория - вся


1. Предмет и функции философии.
Философия- 1) теоретический уровень мировоззрения, осмысляющее содержание и способы достижения обобщенных знаний о действит-сти, а также принципы и идеалы, определяющие цели, средства и хар-р деят-сти людей. 2) система знаний о мире как целом- ест общие законы, управляющие миром как целым, это метазнания, которые есть сверху. 3) это искусство правильной жизни, идея гармонии. 4) осмысление исторически меняющегося отношения «человек-мир», где и человек, и мир являются пустыми понятиями, которые пополняеются новым содержанием.
Функции:
1.       Выявление универсалий культуры. (наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется человеческое существование, н-р слова, которыми мы пользуемся кажд день-стол, стул и философские слова-сущее, бытие )
2.       Критическая. Связана с разрушением предрассудков, догм ,стереотипов мышления (никакая другая форма мышления не выполняет эту функцию, философ идет до конца своих сомнений)
3.       Интегративная. (интеграцио-согласование)-заключается в согласовании всех форм человеческого опыта: практический,теоретический,ценностный
4.       Личностные задачи выполняет только философия(или имеет личностный смысл)Ф.-способ самосознания человека (Мамардашвили)
5.       мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.
       6.    прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую
       7.    аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.
       8.   методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить         определенные знания.

2. Области философского знания. Философия и другие области культуры.
Структура современной философии. Можно ли поделить целове? Нет,а то уже будет нецелое. То,что отделилось-не части,а грани.
-онтология-философское учение о бытии
-гносеология-… о познании
- философская антропология- о человеке
-социальная ф.-об обществе
-аксиология-о ценности
-праксиология- о практике
-логика- учение о законах и принципах мышления
-Этика – учение о нравственности, морали
-Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

Специфика философии:
• Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений)
• В философии нет прогресса
• В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;
• Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).
•Одного языка, понятного всем философам, нет.
Мб категории психологии: философские категории-это предельно общие философские понятия:сознание, материя,пространство и время.
3. Пространство и время как философские понятия.
Время для мифологического и первобытного человека имеет циклическую или круговую форму. Здесь нет идентичности повторения. первобытный человек не ведет счета времени, не знает, сколькое ему лет, прошедший год уходит в прошлое. для него есть только 1 прошлый год,который состоит из всего прошедшего времени. в НГ можно делать все,т.к. старое время уже кончилось, а новое еще не началось.
 С формированием крупный горных цивилизаций возникает представление и линейном времени, возникают летописи, превращаются в историческое описание. В иудо-христианской культуре возникает представление о времени,которое имеет начало и конец. В какой то момент мир был сотворен и будет уничтожен.
В новое время история-это прогрессивное развитие знания и культуры. Такая система с 17 в.,все движется в сторону прогресса-завтра будет лучше чем вчера. мировые войны пошатнули веру в прогресс.
По аристотелю (первый создаетель 1 научной теории строения пространства и времени)
Пространство делится на надлунный (господствует современное круговое движение) и подлунный мир ( господствует несовершенное прямолинейное движение)
По нему: существует небесная и земная механика: если что то просчитать, то оно также повторится
Новое время- ньютон создает представление о едином универсальном пространстве
Помимо физических форм пространства и времени существуют их биологические и социальные формы

В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и о времени сложились в виде 2-х противоположных концепций:

- Концепция Демокрита - Ньютона (субстанционная) Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями.Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.

- Концепция Аристотеля - Лейбница (релятивистская) Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.

Демокрит (античн): пространство оттождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным, его св-во однородно. Галилей : время однородно и необратимо.

Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»

С точки зрения вторых, пространство и время проявляются лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел.

Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.

Время — совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

между ними существуют различия, а так же есть общие свойства.

Общим свойством, 1, является их объективность, такая же, как и объективность материи.

2, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время.

3 является их бесконечность и безграничность.

4, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности.

5 Важным свойством является и то, что они непрерывны и в то же время дискретны(дробны). =>Время и пространство внутренне противоречивы.

Из различий пространство симметрично, а время асимметрично.


4. Социо-культурные предпосылки возникновения греческой философии.

Мифогенная концепция полагает,что Ф. возникает  из мифа путем его рационализации. Сначала был хаос, потом земля, потом хронос
Помимо мифологии существуют определенные соц.-культуурные предпосылки возникновения философии. –в 6-5 вв. до н.э. в древней греции, индии, китае
Основной культурной пердпосылкой возникновения греч.философии является открытость греческой культуры. (закрытого типа-китайская)
Греч.культура-морская, они взаимодействовали с близлежащими странами-средиземноморье.древние греки были даже пиратами,поэтоум они смелые, рисковые в выдвижении идей. Взаимодействовали с вавилоном,египтом.
Заимствовали вавилонскую математику, египетскую астрономию и переработали
Во всех средиземноморских культурах кроме древней греции знание имело приблизительный и бездоказательный характер. Научные знания имели также кастовый характер. В древней греции знания приобрели точный и доказательный характер,причиной стремления найти точность является боязнь хаоса,им страшна неопределенность. в силу объяснительного характера знания становятся доступными для каждого человека. Основной политической предпосылкой возникновения греческой науки и философии является демократическое устройство греческого полиса.
Агора-площадь для народных собраний,где кажд гражданин мог высказаться. На агоре в древней греции формируются механизмы аргументации и доказательства своего мнения,такое политическое устройство влияет на способ мышления.
Логика- наука, которая позволяет людям показать что ты мыслишь правильно
На агоре возникла риторика-умение красиво и убедительно говорить. Мб греческая демократия привела к образованию науки. Они занимались этим из страсти к познанию, без практического применения.

5. Необходимость и случайность. Проблема свободы.
Детерминизм- философское учение о соотношении необходимости и случайности о причинно-следственной обусловленности явлений о роли и месте человеческой свободы. 
Рок- (ананке) правилокоторому подчиняются абсолютно все-вещи боги..
Демокрит: «мир состоит из атомов они движутся по определенным и необходимым траекториям.( Движение атома предсказуемо по законам физики.) в мире существует только необходимость, представление случайности возникает лишь в силу ограниченности разума человека»=чему быть, того не миновать
Эпикур: «атомы порой переживают случайные отклонения. Случайность на то и случайность,чтобы была свобода. Однако на самом деле случайность не свобода, если бы во всем мире была случайность,ничего хорошего из этого бы не вышло.
Свобода-на стыке случайности и необходимости
Проблема средневековой философии6вопрос о свободе человеской воли. Каждый человек свободен,от него зависит куда он попадет-в рай или ад
М.Лютер Кинг-протестант,все предназначено,предопределено-это ограничивающая религия.
Вопрсы христианства и свободы-новое время лаплас развил идеи демокрита-концепция жесткого детерминизма, отрицание свободы и случайности, т.к. Лаплас живет в новое время, он физик.
Против Канта: мы никогда не знаем достоверно, есть ли этот всемогущий разум, т.е. не можем согласиться с демокритом, но также и не все случайно.. невозможно доказать абсолютность необходимости или случайности, в человеческой жизни существует выбор- это и есть свобода.
В современной философии свобода рассматривается как фундаментальные факты человеческого бытия.свобода-есть сущность челвека,
Жан поль сартр: экзистенцивлит-человек,обращенный в будущее, проект самого себя. Человек сам творит себя, ничего не предначертано, человек-пустая возможность быть всем. Выбор связан с ответственностью человека.

6. Формационная концепция истории Маркса.
Формы общественного бытия определяют формы общественного сознания.
Общественное бытие-способ воспроизводства материальной жизни. Люди вступают в отношения-отношения производства. Общ. Бытие в первую очередь экономическая структура. Формы общественного сознания-религия, мораль, наука, искусство и др.
Экономические отношения первичны и создают формы общественного сознания. Н-р. Наука, любое научное открытие или изобретение происходит лишь в силу исторической необходимости.(одно и то же изобретение в одно время но разными людьми) эти изобретения были необходимы  в тот момент обществу
Ньютон и Лейбниц-спор за первенство- открытие бесконечно малых частиц. Они пришли к открытию частиц независимо др. от друга, использовали различные методы. Науку приводит в движение практика. Экономика заставялет двигаться сознания в определенном направлении. Искусство и религия также зависят от экономики-по марксу. В дальнейшем марксизм преесмотрел отношения практики и сознания. Стало ясно,что не только практика оказ. влияние на сознание, но и сознание воздействует на практику.
Идея формации: практика: 1)производительная сила- весь наличный уровень технологий, которым обладает общество в определен. историч. Эпоху –развивается постоянно и постепенно 2) производственные отношения – способ воспроизводства материальных отношений-развиваются сначала своеобразно. скачок характеризуется марксом как революцияю существует неск. Типов производственных отношений –типы формаций: первобытно общинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная(капиталистическая), социалистическая (коммунистическая)- маркс не ращделяет последнее, т.к. революция произошла, а коммунизма не наступилоèсоциализм-переходный период.все общества рано или поздно проходят эти стадии.
Достоинства марксизма-в качестве принципа периодизации историч процесса маркс выбирает способ экономич.отношений.
Недостатки марксизма- упрощенное понимание логики истории.не учитывает культурное разнообразие.
-проблемы при анализе реальной истории-не все старны проходят 5 этапов, напр.  вРосии не было рабовладельч. Общетсва.

7.Формационная концепция истории Шпенглера.
Цивилизационная концепция. Отрицание истории. Необходитмость изучать каждую отдельную культуру. Альтренатива концепции маркса. Каждая культура автономна и не может передавать свои достижения другой культуре. «закат европы» Книга шпенглера, его взгляды на историю. Люди доверяли науке, верили, что она ведет к истине.
Недостаток концепции Ш. в том, что принцип выделения отдельных культур во многом субъективен.
ТОйнби расширяет количество культур до 30, у Шпенглера-9=> недостаток Тойнби: разграничение культур. Что есть культура, а что –вариация? Кажд культура в какой то момент сталкиватся с вызовом. Если не справляется с вызовом- стагнирует, живет, практически не развиваясь, вполне вероятно, что умрет.
8. Концепция постиндустриализма.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО совр. об-во. Концепция П. о. была разработана амер. социологом Беллом. Два осн. варианта: - либеральное, опирающееся на амер. модель капиталистического развития (Белл, Тоффлер), - радикальное, основывающееся на европейской модели.

 В основе концепции П. о. лежит разделение всего обществ. развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В доиндустриальном об-ве определяющим являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как гл. ин-тами об-ва; в индустриальном об-ве — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в П. о.— теоретические знания, с ун-том как гл. местом его производства и сосредоточения. Переход от индустриального к постиндустриальному об-ву определяется рядом факторов: - изменением от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, превосходство сферы услуг над сферой производства Ст. зр. представителей концепции, возникновение П. о. связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре об-ва, т. е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В П. о утверждает Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. В отличие от индустриального об-ва, где осн. конфликт между трудом и капиталом . Ключевая форма деятельности - потребление.

9. Классическая концепция истины. Понятия верификации и фальсификации.
Создатель- Аристотель. Истина-соотвествие высказывания и реальности.
 В рамках классич. Концепции истины формиурется представление об абсолютной и относителньой истине. Абсолютная- никогда не достижимый идеал совершенного знания.
Относительная –то реальное знание, которым обладает человек.
В новейшее время формульировка классич. истины изменяется и уточняется.
Истина начинает пониматься как соотвествие теориии факта.
+ достоинства: очевидность, простота, возможность использования данной теории в научном знании.
-недостатки: неопределенность факта, зависимость фактаот способа его толкования

Верификация – (Рассел) процедура проверки истинности теорий, путем выведения из нее проверяемых средств.
Фальсификация (Поппер) процедуры проверки истинности знания путем попытки его опровержения.

10. Неклассические концепции истины.
Когерентная концепция истины («связь» с латыни) . В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т. п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе.
1 истина-внутрення согласованность знания
2 Истина-соотвествие положения одной теории и положения других теорий в одной области знаний
Отстутсвие противоречий в толковании, фактов.
Игнорирование оптыа как источник знания.
Практическая концепция истины –Джеймс Дьюи
1 Истина-практическая ценность
2 –Истина-любая теория (знания), еоторые помогают нам в решении наших практических проблем.
Этапы существования истины:
-Решение проблемной ситуации
-действие по привычке
-проблемная ситуация

*по мнению амерканских прагматистов истина не единственна, а множественна,т.к. как правило существует не один, а множество вариантво решения проблемной ситуации. Простота и ориентация на практику

Договорная (Пуанкаре)конвенционалисты-результат договова между людьми

Онтологическая (хайдегер и флоренский)
Истина- непосредственно бытие явлений или вещей. Правда понимается как субъективная истина.истину в отличие от правду можно доказать.
Ложь-намеренно сказааннная неистина
Заблуждения-ненамеренная неистина
Дезинформация-социальный аспект лжи.цель-ввести в заблуждения массы людей.

11. Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими по­стоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

12. Исторические формы бытия власти.
Старейшина, вождь, царь, государь, господин, имератор
Основными  формами проявления власти является господство, руководство, управление, организация, контроль.

 Понятия "управление"  и  "руководство"  тесно взаимосвязаны. Это две функции политического властвования.  Смысл руководства  - выработка цели и политической линии, смысл управления - организация поставленных целей.  Руководство - это направляющая  деятельность партий,  других социально-политических организаций, определяющая цели и задачи для субъектов управления. Субъекты, осуществляющие управленческую деятельность ответственны не за постановку цели, а за ее достижение.
Ключевая разновидность власти — власть политическая — обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки
начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм. В частности, в политическом пространстве того времени отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции.

13. Современные концепции власти.
Власть как категория политической науки определяется неоднозначно, с точки зрения понимания ее сущности и природы. Существуют следующие основные концепции и подходы к определению природы власти.


Концепции      
Теологическая-ученые-богословы)   Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
Биологическая (Ф. Ницше)      Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Бихевиоризм (торндайк, Ч. Мерриам, Г. Лассуэль)   В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни)      Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Структурно-функциональная(Т. Парсонс)       Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
Дуалистическая(М. Дюверже)              Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

Поведенческий подход Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека
Социологический подход        Природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия


Все подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена. В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный:
директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);
функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управ-ления);
коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия)

14. Язык: его роль в человеческой деятельности.
В классической философии язык понимается как инструмент общения. Часто считалось, что язык мешает процессу правильного общения и правильного познания мира.
Гумбольдт ввел понятие внутренней языковой формы-это структура языка, которая определяет способ восприятия как отдельных предметов мира, так и мира в целом.
Язык-это душа народа.
Хайдегер развил идею Гумбольдта и говорил что язык-дом бытия. «мы живем в том мире, который устроен языком».возникла задача понять человека в другом мире,который разговаривает на другом языке.даже встречался с японским философом. Язык осущствляет разбив бытия=разраничениеэамериканский лингвист Сепир и Уор сформулировали концепцию лингвистической относительности. Ее смысл: значение выражения одного языка не могут быть адекватно переведено на другой язык
Семантический пучок значений есть у каждого слова в своем языке. По Сеперу и уору :»перевести одну фразу на другой язык невозможно всецело, т.к. возникает искажение смысла»=полностью адекватный перевод невозможен.
Язык по мнению гумбольдта обладает энергией. Когда энергийность проявляется, появляется реальность=>слово создает реальность
Энергийность языка проявляется в том что он постоянно изменяется.по гумбольдту это словотворчество. С точки зрения современной философии, язык один и множественен.
Настоящее время- человек переходит из одного социального пространства в другое и таким образом,пользуется различными языками.
Бродский сказал : язык управляет нами,использует нас, чтобы жить. Наверено мы управляем письменным языком да.
Во множетсве языков не существует языков прави

Комментариев нет:

Отправить комментарий