суббота, 21 января 2012 г.

Транзактный анализ


Транзактный анализ
Как и З. Фрейд и Дж. Мид, Э. Берн определяет структуру личности, состоящую, по его мнению, из трех элементов. В транзактном анализе эти структуры называются эго-состояниями:
1.      Эго-состояние Родителя. Это все установки и поведение, которые человек перенял извнеот своих родителей и других взрослых. В поведении эго-состояние Родитель выражается в предубежденности, в критическом или заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне состояние переживается как родительские назидания, которые продолжают влиять на внутреннего ребенка. Если выразить это состояние одним словом, то удачным будет слово «должен».
2.      Эго-состояние Взрослого. Как и эго-состояние Родителя, эго-состояние взрослого не зависит от реального возраста человека. Это состояние ориентировано на восприятие реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои реальным возможности.
3.      Эго-состояние Ребенка. Это эго-состояние включает в себя все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно не зависит от возраста и отвечает за творческое и спонтанное начало в человеке. Слово, которое хорошо характеризует это эго-состояние − «хочу».
Можно предложить другое описание этим эго-состояниям. Когда человек действует, чувствует и ведет себя так, как это делает или делал его родитель, то человек находится в эго-состоянии Родителя. Если человек ориентирован на текущую реальность, накопление фактов, объективную оценку, то он имеет дело с эго-состоянием Врослого. Если человек чувствует и ведет себя так, как он делал это в детстве, то он находится в эго-состоянии Ребенка. В каждый момент времени каждый человек находится в одном из трех эго-состояний.
Можно провести аналогию между структурой личности по З. Фрейду, Дж. Миду и Э. Берну:
Id = I = Ребенок
Ego = Self = Взрослый
Super-Ego = Me = Родитель
Наравне с понятием «эго-состояние», важнейшим термином транзактного анализа является понятие «транзакции», под которой понимается единица общения, состоящей из стимула и реакции на этот стимул. Во время транзакций эго-состояния партнеров по общению взаимодействуют друг с другом. Транзакции бывают трех видов:
1.      Параллельные транзакцииэто транзакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, когда один человек, находясь в эго-состоянии Взрослый, адресует свое сообщение другому человеку, находящемуся в том же эго-состоянии: «Который час?» − «Полтретьего». Если бы реплики были бы такие: «Который час?» − «Вечно ты неорганизованный!», то о параллельной транзакции и речи бы не шло, так как человек реально хотел узнать время и обратился из своего Взрослого ко Взрослому другого, но получил реакцию из Родителя другого к своему Ребенку.
2.      Последний пример показывает пересекающуюся транзакцию. То есть человек обращался из Взрослого ко Взрослому, а получил ответ из Родителя к Ребенку. То есть пересекающаяся транзакцияэто транзакция, при которой направления стимула и реакции пересекаются. Эти транзакции являются основой скандалов.
3.      Скрытые транзакцииэто транзакции, при которых человек говорит одно, а подразумевает другое. Другой узнает об этом по интонации, невербальному поведению и пр.
Э. Берн и его последователи говорят о трех правилах общения:
1.      Общение может протекать сколь угодно долго, если оно строится на параллельных транзакциях.
2.      Общение тут же обрывается, если происходит пересекающаяся транзакция.
3.      Смысл сообщения определяется психологическим уровнем транзакции, а не прямым (то есть при скрытой транзакции смысл определяется не тем, что было сказано реально, а тем, что человек подразумевал).

Комментариев нет:

Отправить комментарий